МОАУ ДСОШ №1
п. Домбаровский
  • Функциональная грамотность

    Общая информация

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Банк заданий

    Документы

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 01.11.2022 года № 791 "Об утверждении плана мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    Приказ Министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Мероприятия

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ подробнее

    Формирование функциональной грамотности школьников

    2023-2024 учебный год

    Цель

    Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся.

    Задачи

    1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
    2. Выявление  затруднений и проблем, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
    3. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
    4. Повышение квалификации педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в  Плане подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий .
    5. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
    6. Укрепление материально-технической базы школы и организации системы дополнительного образования.
    7. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

    Перечень ожидаемых результатов

    1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
    2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
    3. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
    4. Повышение функциональной (читательской, математической, естественнонаучной) грамотности обучающихся.

    Дополнительные материалы

    Методические рекомедации:

    https://youtu.be/TMg8KeItUiU
    https://youtu.be/jFckp-dvUvc
    https://youtu.be/Jl-8MOyDfSE
    https://youtu.be/60nRwGDOE20

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie